КОНФЛИКТ. Любой ли конфликт патология? Нет. Бывают конфликты нужные, ценные
для организации. Например, традиционные конфликты между службами главного
конструктора и главного технолога. Первые заинтересованы в постоянном изменении
выпускаемого изделия, а для вторых каждое из этих изменений - головная боль:
надо менять оснастку, переналаживать технологический процесс, поэтому они
часто вступают в настоящую борьбу между собой. Тут мы имеем дело с позиционным
конфликтом, когда интересы разных групп объективно противостоят. Как, скажем,
в суде есть конфликтующие функции - следователя и адвоката. Их "сражение"
облегчает судье поиск истины.
Патологическими подобные конфликты становятся тогда, когда в них вовлекается дополнительное межличностное содержание, когда они переходят "на личности". В таком случае сотрудничество между сторонами, конструктивные взаимодействия между ними становятся невозможными или крайне затруднены. Тогда цели перестают быть общими, люди не могут находить совместные решения.
НЕУПРАВЛЯЕМОСТЬ. Управляемость - одна из важнейших ценностей организации. Но она никогда не может быть полной, стопроцентная управляемость недостижима. Поэтому та или иная степень неуправляемости существует всегда. Когда же эта степень оказывается патологической? Опять-таки, когда несогласованность целей и действий, а также неосуществляемость решений ставят под вопрос достижение целей организацией.