Межличностное восприятие

Межличностное восприятие консультанта и клиента в консультационном процессе

Приятно бывает слышать, когда кто-то из коллег сообщает: "Вот это - мой клиент!" Он имеет в виду обычно то совпадение взглядов, представлений, ценностных ориентации, которые делают их работу и просто общение желанными и полезными. Существуют три варианта построения отношений между консультантом и клиентом.

ЛИЧНОСТНОЕ СХОДСТВО. Когда эстетические, политические, любительские и прочие приоритеты схожи. Иногда и по характеру близки. Отсюда - быстрое взаимопонимание, легкость, непроизвольность в общении. С такими клиентами нередко рассуждаешь на темы, далекие от нашего общего дела, интересно посидеть в ресторане, а то и побывать в семьях друг друга. Он живо интересуется особенностями профессии консультанта, хорошо помогает консультанту в работе. Сотрудники скоро обнаруживают эту надежность отношений консультанта с их начальником и с большей, чем обычно, готовностью сотрудничают, участвуют в консультационных процессах.

ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Есть такой стереотип: люди ищут в других сходство с собой. Но столь же верно и то, что нам не менее интересно общение с непохожими на нас.

СДЕЛКА. При первых же контактах с клиентом оба настроены не столько на общение, сколько на товарообмен. Нет времени, желания или возможностей проникать на уровень межличностного общения. Друг в друге видят лишь средство достижения своих целей. А что касается межличного восприятия - оно, конечно, есть, хотя очень специализированное на оценке товарности друг друга.